Продажу алкоголя на кассах могут запретить

В Министерстве здравоохранения прозвучала инициатива об ограничении продажи алкогольной продукции на кассах в маленькой таре. Дмитрий Костенников, заместитель министра здравоохранения, поддержал идею о запрете.

Изначально инициативу запретить продажу алкоголя в таком формате проявила «Коллективная защита» — правозащитная организация межрегионального уровня. Как сообщил глава организации Марат Аманлиев, такой формат и расположение продукции провоцирует людей приобретать спиртное. Инициатива о запрете была направлена в Минздрав 24 июля.

Продажа алкоголя в магазинах

Почему планируется запрет продажи на кассах?

  1. Во-первых, таким образом чаще всего реализуется алкоголь очень низкого качества. К сожалению, небольшой объем напитка не является единственным способом снижения розничной цены для производителя, и содержимое 100-граммовой емкости может оказаться опасным для здоровья.
  2. Во-вторых, компактный формат, невысокая цена и продуманное расположение сильно увеличивают продажи спиртного среди людей, не собиравшихся приобретать алкоголь. Расположение бутылок среди шоколадок и жвачек на кассе опасно в перспективе: большинство людей воспринимает подобную продажу спиртного как нечто нормальное.

«За» и «против» запрета

В нормально ситуации каждый покупатель должен сам искать отдел с алкоголем, имея представления за какими покупками он туда идет. Совсем другая ситуация, когда спиртное фактически предлагается каждому покупателю наряду с конфетами. На людей, имеющих хотя бы небольшое влечение к алкоголю, подобная реклама часто срабатывает замечательно.

Для снижения количества употребляемого алкоголя мало убрать рекламу с телевизоров. Особенно в том случае, если холодильники и витрины со спиртным стоят в каждом углу каждого продуктового магазина. Для уменьшения потребляемого алкоголя вся спиртная продукция должна быть визуально недоступна обычному покупателю продуктового магазина. А спиртные напитки должны продаваться или в специальных закрытых отделах, или в отдельных специализированных магазинах.

Есть и другое мнение: так как алкоголь не является продуктом спонтанного спроса, никто не будет покупать бутылку просто потому, что увидел ее. Иначе бы со спиртным уходил из супермаркета каждый покупатель. И наоборот: если человек пришел покупать спиртное, он приобретет его в любом случае,
вне зависимости от расположение алкогольного отдела в магазине.

Еще один аргумент в пользу мелкой тары опирается на профилактику потребления спиртного. Количества крепкого алкоголя в 100-250 мл не хватит, чтобы получить сильное алкогольное отравление. При этом часть покупателей не пойдет обратно в магазин за следующей бутылкой. С этой точки зрения компактный формат спиртного дает возможность выпить конкретный напиток, не приобретая его в объеме 0,5 литра или больше.

По факту, на кассах не продаются спиртные напитки, которые бы хотелось попробовать ради вкуса. Как непьющие люди не будут приобретать дешевый алкоголь эконом класса, так и страдающие алкоголизмом не пойдут в отдел элитной продукции. Если будет принято решение убрать алкоголь в мелкой таре с касс, это вряд ли не скажется на уровне потребления, но избавит магазины от лишней рекламы спиртного.